Самарский академический театр оперы и балета

[more=читать дальше]

Важнейшим моментом, определяющим профессиональное лицо того или иного коллектива, является его отношение к традиции.
Постановка классики — экзамен, испытание, на котором проверяется творческий потенциал театра.
Основу репертуара Самарского (в прошлом Куйбышевского) академического театра оперы и балета всегда составляли произведения мировой оперной и балетной классики.
С афиши театра почти не исчезали гениальные оперы М.Глинки и А.Даргомыжского, М.Мусоргского и А.Бородина, Н.Римского-Корсакова и П.Чайковского, Дж. Верди и Дж. Россини, Ж. Бизе и Ш.Гуно, Г.Доницетти и Дж. Пуччини; шедевры хореографического наследия Ж.Перро, М.Петипа, Л.Иванова,А.Горского,М.Фокина,Р.Захарова.
В то же время, Самарский оперный с первых лет своей работы взял курс на расширение репертуарных границ, представляя зрителям новые, мало известные или незаслуженно забытые спектакли.
Экспериментаторская традиция нашла воплощение в первых в стране постановках опер: «Степь» А.Эйхенвальда, «Таня» Г.Крейтнера, «Сердце тайги» Л.Книппера, «Улица дель Корно» К.Молчанова, «Иван Шадрин» В.Дехтерева, «Памятник» Ю.Левитина, «Гроза» В.Пушкова, «Укрощение строптивой» В.Шебалина.

Благодаря Самарскому театру сценическую жизнь вновь обрели: «Купец Калашников» А.Рубинштейна, «Поцелуй» Б.Сметаны, «Симон Бокканегра», «Эрнани», «Макбет» Дж.Верди, «Миньон» А.Тома, «Почтальон из Лонжюмо» А.Адана, «Тайный брак» Д.Чимарозы, «Медея» Л.Керубини, «Страшный двор» С.Монюшко, «Соловей» И.Стравинского, «Маддалена» С.Прокофьева, «Сервилия» Н.Римского-Корсакова, «Черевички» П.Чайковского, «Карлик» А.фон Цемлинского, «Елка» В.Ребикова, «Арлекино» Ф.Бузони.
а сцене Самарского театра оперы и балета впервые родились новые балеты: «Легенда о любви» Г.Крейтнера, «Читра» Р.Тагора, «Утес»", «Возвращение» Э.Лазарева,создана собственная версия балета «Снегурочка» П. Чайковского, «Помните!» А.Эшпая, «Щелкунчик» П.Чайковского (музыкальная постановка выдающегося дирижёра Г.Проваторова), «Поэма двух сердец» А.Меликова, «Ромео и Юлия» Г.Берлиоза, «Скифская сюита» С.Прокофьева, «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина (балетмейстер, народный артист России Игорь Чернышёв)…

Самарский академический театр оперы и балета связывает многолетняя творческая дружба с современными композиторами:
Тихоном Хренниковым — опера «В бурю» (1940), балеты: «Любовью за любовь» (1977), «Гусарская баллада» (1980), комическая опера «Доротея» (1984);
Андреем Петровым — опера «Пётр Первый» (1978),
Андреем Эшпаем — балеты «Ангара» (1977), «Помните!» (1981),
Марином Големиновым — опера «Ивайло» (1979), поставленная талантливым болгарским дирижёром Д.Димитровым.
В Самаре получили сценическое воплощение все масштабные оперы Сергея Слонимского: «Виринея» (1967), «Мария Стюарт» (мировая премьера, 1980), «Гамлет» (1993). В феврале 1999 года в театре состоялась мировая премьера оперы «Видения Иоанна Грозного», ставшая ярчайшим событием музыкально-театральной жизни Самары последних лет. В её постановке приняли участие выдающиеся Мастера отечественного искусства: Мстислав Ростропович, Роберт Стуруа, Георгий Алекси-Месхишвили, Алла Сигалова.
Рецензенты высказывали разные, подчас полярно противоположные мнения о спектакле (всего в российской прессе «Видениям» было посвящено более 100 статей), но все без исключения отметили высокий профессионализм самарских артистов.

Самарский оперный дорожит творческими контактами с академическим Большим театром России. С именами талантливых деятелей Большого — режиссёра Иосифа Лапицкого и балетмейстера Александра Томского, связаны первые успехи молодого Куйбышевского театра.
Особая, памятная страница в истории нашего города, в биографии театра — работа на его сцене в годы Великой Отечественной войны труппы академического Большого театра Союза ССР (октябрь 1941—сентябрь 1943). В составе эвакуированной труппы (500 человек) работали блестящие мастера: дирижеры С.Самосуд, В.Небольсин, А.Мелик-Пашаев, Ю.Файер, балетмейстер Р.Захаров, художник П.Вильямс, певцы В.Барсова, Г.Жуковская, М.Максакова, Н.Шпиллер, И.Козловский, М.Михайлов, А.Пирогов, М.Рейзен, танцовщики О.Лепешинская, А.Мессерер, П.Гусев, В.Преображенский, И.Тихомирнова и мн.др. В афише были «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Черевички», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Кармен», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность».
Творчество звёздной плеяды ГАБТа оказало огромное художественное влияние на молодой волжский коллектив. Неоценима творческая и консультативная помощ

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.