Самарская область. Город Самара. Музей-усадьба А.Н. Толстого

100-летию со дня рождения русского писателя А.Н. Толстого 6 января 1983 года в г. Куйбышеве (Самаре) по ул. Фрунзе (ранее Саратовксой) в мемориальном доме (ныне дом №155-б) был создан филиал Литературно-мемориального музея имени М. Горького — музей А.Н. Толстого.

 Первый в стране музей А.Н. Толстого открылся в Куйбышеве (Самаре) 6 января 1983 года как филиал Самарского литературного музея имени М. Горького. Но работа по мемориализации квартиры, где жила семья будущею писателя и сам А.Н. Толстой, всего дома и усадьбы на этом не остановилась. Предстояло еще заполнить многие, может быть и не заметные глазу посетителя, но совершенно очевидные для специалистов и сотрудников музея, лакуны, "оживить" экспозицию, в которой не хватало ряда очень важных предметов, о которых мы шали из семейной переписки и из воспоминаний. Своей очереди ждал второй из двух, находящихся на территории усадьбы, домов и каменный флигель с постройками хозяйственного назначения в глубине двора, сама усадьба, где во время Великой Отечественной войны размещалось бомбоубежище, а впоследствии — детская площадка, совершенно изменившие ее облик.
На открытии музея в январе 1983 г. присутствовали сын писателя Н.А. Толстой, внуки Т.Н. и И.Н. Толстые. Никита Алексеевич Толстой оставил в Книге отзывов такую запись: "Поражен, взволнован и восхищен всем, что увидел в этом доме моего пра-прошлого. Я вернулся в детство с воего отца, в то что предшествовало моему бытию. Но чувствую его как свое — унаследованное. Земной поклон всем друзьям и верным поклонникам Алексея Толстого, все, кто с такой любовью, тщательностью, вкусом и пониманием историзма осуществил -сотворил — воскресил былое...". Дружба музея с семьей А.Н. Толстого и его близкими завязалась в эти годы надолго и продолжается по сей д ень. Родственники писателя передали музею многие интереснейшие документы и экспонаты, без которых экспозиция мемориальной квартиры не была бы логически завершенной.
Еще в 1962 году, когда музея А.Н. Толстого в Самаре не было даже в самых смелых проектах его будущих создателей, сын писателя Д.А. Толстой передал музею около двадцати самых разных материалов, связанных с самарским периодом жизни реалиста и студента Толстого. Среди переданных им докумен гов было и метрическое свидетельство о рождении А.Н. Толстого, выданное Самарской духовной консисторией 7 июня 1901 года по ходатайству матери, и свидетельство об окончании Самарского реального училища, которое будущий писатель получил 28 мая 1901 года, и список баллов студента Петербургского технологического института А. Толстого, а также книга М.Л. Тургеневой — тетки писателя — "Мишка-медвежонок".
Д.А. Толстой появился впервые на пороге самарского Литературного музея имени М. Горького двумя годами раньше, в 1960 г., поразив всех его сотрудников необыкновенным внешним сходством с отцом. Как вспоминала М.П. Лимарова, однажды в ее рабочем кабинете раздался телефонный звонок и сослуживцы попросили ее спуститься в зал. "Спускаюсь по лестнице, вижу стоит мужчина. У меня даже ноги подкосились. А он, по-видимому, довольный произведенным эффектом, спрашивает: "Что это вы во мне такого необычного нашли?". — "Мне показалось, — отвечаю, — что передо мной сам Алексей Николаевич". Гость рассмеялся...Собираясь в Куйбышев, он отрастил подлиннее волосы и сделал пробор, как у отца. Черты лица у него потоньше, но в общем сходство с Алексеем Николаевичем поразительное."
Вскоре после этого Д.А. Толстой прислал в Куйбышев письмо, в котором сообщил, что располагает материалами об А.Н. Толстом и просит за ними приехать. В Ленинград, где он жил вместе с матерью Н.В. Крандиевской, отправилась М.П. Лимарова, которая была тогда главным хранителем фондов музея. Все вместе они разобрали семейный архив, выбрав из него те материалы, которые были прямо связаны с самарским периодом жизни А.Н. Толстого, и М.П. Лимарова привезла в музей архив, позже ставший одним из основных в создававшейся мемориальной и литературной экспозиции. "И все-таки в этой ленинградской квартире оставалось, по-видимому, еще немало ценного, -вспоминала М.П. Лимарова. — Особенно интересовал нас архив бабушки Дмитрия Алексеевича — Анастасии Романовны Крандиевской. Хранился он у Натальи Васильевны, матери Дмитрия Алексеевича, а она берегла его как зеницу ока, даже взглянуть не давала никому. Когда она умерла, Дмитрий Алексеевич вызвал меня телеграммой. Начала я разбирать архив. Почерк невозможный,
и главное — для нашего музея ничего интересного. Я уже готова была отчаяться. И вдруг нашла дневник Анастасии Романовны. Взгляд мой остановился на словах: "Бумажный голод. Писать не на чем. Решила красть рукописи Алеши и делать на них свои записи". Так вот и обнаружила я один из первых вариантов "Хождения по мукам", "Черного золота" и одну из неопубликованных пьес Алексея Николаевича".' Об этой находке М.П. Лимаровой сообщили куйбышевские газеты и телевидение, и материалы музею начали присылать жители города и области. К примеру, семья В.Р. Девятова, с детьми которого А.Н. Толстой дружил в детстве, передала в музей хранившуюся у них в качестве реликвии книгу с дарственной надписью Толстого Николаю Девятову, прототипу одного из героев повести "Детство Никиты". Это было одно из изданий "Хождения по мукам".
Теплые дружеские отношения завязались у музея и с другим сыном А.Н. Толстого — Никитой Алексеевичем. У Н.А. Толстого не было семейного архива, но он помогал, привлекая свои связи. К примеру, одна из неопубликованных работ Алексея Толстого дневникового характера была увезена за границу. Никита Алексеевич ездил туда, рассказал о создающемся музее сыну В.В. Вырубова, друга А.Н. Толстого. Ему удалось убедить его подарить реликвию самарскому музею писателя. В мае-июне 1981 года Н.В. Вырубов привез машинопись А.Н. Толстого в Россию и передал для музея в Самаре. Несколько позже Н.А. Толстой подарил музею первую книгу А.Л. Толстой — роман "Неугомонное сердце" и несколько семейных фотографий периода эмиграции А.Н. Толстого.
Материалы от родных А.Н. Толстого продолжали поступать в музей вплоть до самого открытия мемориальной экспозиции в 1983 году и после этого. Само открытие экспозиции для посетителей еще не означало, что работа над ее созданием окончена. Предстояло найти и вернуть в самарскую квартиру многие когда-то находившиеся в ней предметы или подобрать подобные, аналогичные утраченным безвозвратно. Внучка писателя М.Е. Шиловская передала в 1982 году более двадцати вещей, принадлежавших самому А.Н. Толстому или его родителям. Так в музее появились два зонтика от солнца, которыми пользовалась мать будущего писателя, шелковые шали, принадлежавшие ей же, круглые очки в коричневой роговой оправе, деревянная курительная трубка с черным костяным мундштуком, английский столовый сервиз первой половины XIX века, хрусталь и декоративное стекло 30-х гг. прошлого столетия, чашка и блюдце с родовым вензелем Тургеневых... Еще несколько экспонатов приехали из Парижа в самарский музей писателя несколькими годами позже. Племянница А.Н. Толстого Ольга Мстиславовна Толстая, дочь его родного брата Мстислава Николаевича, волею судеб оказавшегося во Франции и умершего там в 1949 году, передала для Куйбышевского музея уникальную книгу воспоминаний тетки А.Н. Толстого Варвары Леонтьевны Тургеневой-Комаровой на французском языке "Русское детство". Спустя некоторое время она побывала на родине отца в селе Александрова и в Самаре и передала музею семейные фотографии, документы, ксерокопию биографической рукописи М.Н. Толстого, бессрочную паспортную книжку другого брата А.Н. Толстого — Александра, заведенную еще в прошлом веке в Самаре, различные свидетельства.
В 1987 году мемориальная экспозиция пополнилась еще одним ценным экспонатом. Вдова шофера и эконома Л.И. Толстой Виктора Николаевича Корняшова Екатерина Ивановна передала музею фамильное английское ореховое зеркало начала XIX века, принадлежавшее семье А.Л. Толстой, матери писателя. Кроме зеркала Е.И. Корняшова передала также два французских офорта начала XIX века с живописных полотен Пуссена из коллекции А.Н. Толстого, которую он собирал в 20-е гг. и пропагандистскую листовку времен февральской революции 1917 года из его же коллекции. А несколько раньше в музее появился экспонат с очень интересной судьбой. Благодаря стараниям Петра Тимофеевича Гурьянова, инициатора и создателя краеведческого музея села Александровка Кинель-Черкасского района Куйбышевской области (родовое имение Толстых), самарскому музею А.Н. Толстого был передан фамильный барометр, принадлежавший графу Николаю Александровичу Толстому, отцу писателя. Этот барометр в дубовом окладе находился в свое время в имении графа. В советские годы барометр висел в кабинете директора совхоза "Красная заря".
Кроме разыскания подлинных вещей, принадлежавших семье А.Н. Толстого, сотрудники музея на протяжении всего времени создания мемориальной экспозиции подбирали также предметы, по
хожие на те, что были здесь ранее. Подобранные предметы должны были заменить ненайденные и такие, что, возможно, были утрачены навсегда. Из дневников и переписки было точно известно время приобретения пишущей машинки, пианино, швейной машинки и других предметов быта. Начался поиск. Сотрудники музея выяснили, что в конце XIX века в Самаре распространялась вторая модель пишущей машинки "Ремингтон", характерной особенностью которой было то обстоятельство, что она печатала на обратную сторону листа, узнали, как выглядели другие предметы. И только после этого дали объявление в газеты, выступили на радио и на телевидении, подключили к поискам щакомых... Так в мемориальной экспозиции появились одна из первых моделей пишущей машинки "Ремингтон", пианино фирмы "йттегтапп", фотоаппарат "Коёак", швейная машинка "8т§ег". Существенную помощь в собирании экспозиции оказывали музею жители города. К примеру, в переписке родшелей А.Н. Толстого встретилась фраза: "Леле надо купить кровать немецкую, металлическую...". Точно такая же кровать оказалась в доме у актрисы ТЮЗа Лидии Федоровны Любимовой, которая подарила ее музею.
Но кроме восстановления мемориальной квартиры и создания литературной экспозиции предстояло еще вернуть прежний облик всей усадьбе. Художники ленинградского комбината живописно-оформительского искусства В.П. Воробьев и Д.Е. Катенин выполнили художественно-архитектурный проект музейной усадьбы как культурного комплекса. В планшетах было воспроизведен внешний вид домов, флигеля, конюшни, хозяйственных и садовых построек. Эта работа проводилась на строго научной основе. В своих поисках сотрудники музея и строители опирались на хозяйственные записи, которые вела Александра Леонтьевна Толстая, на переписку членов семьи, любительские фотографии Алексея Толстого, воспоминания его приемной сестры Александры Алексеевны Первяковой. Кроме этого в Государственном Архиве Куйбышевской области были найдены документы на постройку усадьбы, датированные 1881 г. и оценочные ведомости за 1901 г. В Куйбышевском бюро технической инвентаризации был обнаружен план усадьбы, составленный в 1930 году. В отреставрированном к середине 80-х гг. флигеле разместились фонды музея и служебные помещения.
Художники ленинградского комбината живописно-оформительского искусства разработали проект восстановления внешнего облика дома, выходящего на улицу Фрунзе (бывшую Саратовскую), и хозяйственных построек. Здание дома было впоследствии оштукатурено, теперь предстояло вернуть ему первоначальный вид. Реставрация заняла более десяти лет. Когда дом уже собирались открывать для посетителей, вновь "поехала" балка, и потребовался новый капитальный ремонт. В результате музей открыл вторые двери — в прямом смысле этого выражения — только в 1993 году. Сегодня это — научно-просветительский центр Музея-усадьбы А.Н. Толстого, в котором создан зал иллюстраций к произведениям А.Н. Толстого, работают художественные и фотовыставки, собираются на конференции и творческие встречи писатели, преподаватели, студенты, жители города. Параллельно восстановлению построек, находящихся на территории усадьбы, проводились исследования, которые могли помочь восстановить зеленый массив бывшей усадьбы. Специалисты по восстановлению и реконструкции старинных парков во главе с С.Н. Мироновым из Центральною лесоустроительного предприятия г. Москвы взялись помочь музею в проектировании музейной усадьбы. Наряду с документами, предоставленными музеем (воспоминания, дневники, фотографии и т.д.), они провели полевые изыскательские работы (шурфение) в задней части усадьбы. Были обнаружены остатки гальки, булыжника, определена обрисовка дороги, хозяйственные площадки сквериков. Результатом исследований и изысканий стал проект поэтапной реконструкции и восстановления зеленых насаждений усадьбы. Было также выяснено, что от ворот к дому вела сиреневая аллея, во дворе было немало роз и шиповника. У окна Алексея Толстого росла березка. По фотографиям была выявлена тополиная аллея, а также цветники из лилии, астры, душистого горошка и анютиных глазок. Исследования показали, что на территории усадьбы сохранилось дерево прошлого столетия, живой свидетель самарского периода жизни будущего писателя. К сожалению, во время войны на месте детского садика было вырыто бомбоубежище, что существенно затрудняло анализ корневищ, по которым можно было бы точно определить произраставшие здесь породы деревьев. Но, несмотря на все трудн

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.